Rest in Simferopol. Crimea  
HOME • RESPONSES КЛрЂРК+- •  SEARCH RU BY UA EN DE FR ES    
rest in Simferopol
  • Seasons and public
  • Transport, habitation
  • Communication, communications, mass-media
  • Bank services
  • the Nature and reserves
  • Simferopol, vicinities
  • the Cold beam – Bakla
  • Nikolaevka – Coastal
  • the Salgirsky valley
  • Chatyr-dag and its caves
  • Red caves
  • the Mud hut - Balanovo
  • Theatres, concert halls
  • Night clubs
  • the Markets, shops
  • Winemaking
  • Mountaineering
  • Hunting and fishing
  • Rocks and caves
  • the Mountain bicycle
  • Educational tourism
  • Councils to autotourists
  • the Card of Simferopol
  • the Card of Simferopol
  •  
    health resorts of Simferopol
  • Hotel ' Energetik '
  • Private hotel ' Fate '
  • Boarding house ' the Bolshevik '
  • Boarding house ' the Emerald '
  • Boarding house ' Radiant '
  • Boarding house ' Metallist '
  • Boarding house ' Polymer '
  • Boarding house ' Solar '
  • Boarding house ' Energetik '
  • Base of rest ' the Assembler '
  • Base of rest ' the Serviceman '
  • Base of rest ' Southern '
  • Base of rest ' Ellada '
  • Base of rest ' Avant-guard '
  •  
    other rounds
  • .








  •  
    a card
    ru - en - by - ua - de - fr - es
     
    $, weather in Simferopol

     

    Chatyr-dag and its caves, Angarsk pass

    Jajla Chatyr-dag is on the earths of the Crimean reserve, a part in the south of the Simferopol area, a part in the north of Big Alushty. The most popular hills of Crimea, the outlines remind a huge tent, visible with bolshej to a peninsula part. The Polish classic A.Mickiewicz has devoted it rather pompous and, at the same time, an exact sonnet on geographical details. To become closer to heavens it is possible on the mountain tracks, most simple – lifting from Angarsk pass, but it is easier to arrive from a trolleybus line at with. Marble on highway with the index "On the Marble cave".

    The Western top peak the Eklizi-breaker, Church cape has height of 1527 m, the sixth on value in Crimea. East – the Hangar-breaker much more low. At its bottom the mountain-skiing line with two turns bugelnogo the lift begins. Nearby are laid sannye descents. Close Angarsk pass there is a meteorological station, parking place, hire, a bar and carriages for spending the night.

    Hills Bowels conceal in themselves numerous caves, most beautiful of them - the Marble cave and Emine-bair-hosar are equipped for tourists. They are on the Bottom plateau, nearby there are comfortable small houses, and during winter time mountain-skiing lines with lifts and equipment hire work. On the way to caves on a cordon of Krinichka open-air cages for animals of the Crimean reserve are arranged: wild boars, deer and others. It is possible to fish for a payment on a picturesque pond.

    For quite some time now the village Marble had one more tourist object – park of Birds.

    Sosnovka - the Eklizi-breaker – Angarsk pass (a traditional route of "day off")

    Sosnovka, in the past independent settlement, consists of several small houses and a seasonal shelter of a camp site of "Tavrija".

    The Three-kilometre piece of a trolleybus line from with. perevalnoe to Sosnovka - as builders tried to straighten it is precisely copies a twisting channel of the mountain river of Angara. Its valley is squeezed by abrupt slopes of Chatyr-daga from the West, and heights Kyzyl and Ball in the east from a line.

    In VI century d.C. for protection of South careful ports (Aluston, Partenit, Gorzuvity) from aggressive nomads from foothill and flat Crimea, passes and mountain passes through the Main ridge were blocked by stone walls. Traces of similar constructions are found by archeologists not on the pass, and in a gorge bottleneck - hardly below a confluence of Angara its right inflow of the Kurljuk-sou. There, where the valley does abrupt kolenoobraznyj turn, and the line and the river are pressed to each other, there is no time and there was the stone wall, barring the way to nomads on Southern coast of Crimea. From here also there was a name of a yard Angara that in transfer from the Turkic means "gorge, a crack, tesnina".

    From a stop "Sosnovka" we will pass on the bridge through Angara to a tourist's shelter "Sosnovka". At the time of Soviet Union it was one of the most popular tourist's shelters in mountain to Crimea, routes on Chatyr-Dag, Dolgorukovsky jajlu, files of Demerdzhi and Karabi from here began. From a camp we will curtail into a valley of the left inflow with an anonymous stream. Along a channel on coast there are crescent terraces with kostrishchami in the center - favourite vacation spots of tourists and having a rest.

    The Track, repeating channel bends, soon incorporates with nakatannoj road on the left slope of a beam. East slopes of Chatyr-Daga are covered dubovo-grabovymi by woods, sometimes there are maples and lindens.

    Monotonous lifting is interrupted with a threefold fork: the right branch of road conducts in a beam; left - downwards. Our road - average - goes on an axis of a watershed among a high oak forest. There is a glade and on a topmost surface of a watershed, here it is recommended to make a halt before forthcoming lifting.

    Having passed a glade, we leave on a stony slope on which the track lasts. Tourists name this track "red", such colour to it give multi-coloured, with a reddish shade mramorovidnye limestones. The impression as if here have delivered is made and filled rubble, but have forgotten it to stamp. Actually, tourists, rising on a track, crush feet limestone fragments, and the track gradually "moves down" downwards.

    At stone round (the cone-shaped embankment of stones created by tourists for the best orientation we not to lose a track in a fog or in snow weather) on the brink of a natural boundary Kurt-bair plateau we will make a halt and we will take pleasure in an opening kind on the east and the southeast. Especially fascinating kind opens in the autumn when the surface of mountains is covered by multi-coloured woods and reminds not that have grown seaweed on an ocean floor, not that a huge magic carpet. From here the most part of the Angarsk valley, Angarsk pass, a ridge of Tyrke, Dolgorukovsky jajla and a file of Demerdzhi is surveyed.

    Having had a rest, we continue a way. The track is marked by often located small groups of stones - rounds, goes along a broken line of breakages. Last round is established on the lifting highest point, i.e. already on the bottom plateau of Chatyr-Dag. Not far some buildings fenced with a fence are visible. Nearby the spring is located is unique on Chatyr-Dage a karstic source which leaves directly on a plateau, the others - on slopes. Here it is recommended to satisfy thirst, and to type waters with itself, since. The following source will get on our way in some hours, already on descent to Angarsk pass.

    Probably, everyone will have a question: "That it for structures at mountain top? For what and whom it is intended?" Known among tourists " the Point " is a former military part of armies of an outer-space communication. Primary activity of this military part was transfer and reception of the given and space co-ordinates from the companion. Now the tourist shelter of Simferopol firm "Onyx-round" here settles down. In a shelter can settle down about 50 tourists in rooms till 4-12 the person, and also it is possible to put tents in shelter territory. Here there are all conditions for "a comfortable" life in mountains: cold and hot water, a big kitchen, a chimney hall, a small little shop and always an interesting society: tourists and cave explorers from different cities of Ukraine and Russia.

    From here it is already possible to consider this mysterious mountain Chatyr-Dag well. What especial in this mountain, than she has deserved such love and popularity among tourists?

    In a chain of Crimean mountains Chatyr-Dag occupies median position, from different directions it is separated from neighbours and shifted on 10 km to the north from the basic line of the Main ridge of Crimean mountains. The file is limited by two deep passes - bogazami (passes) - in the southwest Kebit-bogaz between it and Babugan-jajloj, in the northeast – the Hangar-Bogaz divides Chatyr-Dag and Demerdzhi.

    Chatyr-Dag will extend meridianalno almost on 10 km at width from the West on the east to 5 km. Its area with all slopes and spurs makes 46,5 km 2 .

    Chatyrdagsky jajla settles down on different absolute marks, two steps - the bottom and top plateau allocate.

    Bottom occupies the big space of a file and lies at heights of 900-1000 m above sea level. The top plateau is separated from bottom by an abrupt slope and lies on the average at height of 1300 m above sea level. Here the highest point of Chatyr-Daga – the Eklizi-breaker (Church cape), height of 1527 m is located, and on an extremity of a plateau opposite from it there is a top the Hangar-breaker (1459.

    And nevertheless, what in Chatyr-Dage especial and attractive?

    First, contrast of landscapes, a microclimate, frequent change of various landscapes, an abundance of circular points of the review.

    Secondly, the vertical calcareous walls limiting the top plateau from the east and the West, serve skalodromami - places of trainings of climbers and rock-climbers. Numerous caves, deep mines and wells involve here cave explorers; slopes and a plateau it is widely used for skiing and snowboarding in the winter.

    Well and it is final, legends and legends have made this mountain popular object of foot tourism.

    We Will return to our route. By the former military unit, on asphalt road, in a southern direction we move to the Eklizi-breaker. It it is perfectly visible from any place on a plateau, therefore it is simply impossible to lose the way. The only thing that it is necessary to remember to all tourists - to go on protoptannym to roads and tracks better, and not to deviate strongly them since processes karstoobrazovanija on Chatyr-Dage are still active, and the tourists who have left aside risk to fail in any well or mine. On the way caves and wells will come across to us, to them conducts the small footpaths here most interesting from them:

    the Bottomless well (Topsjus-Hosar), depth of 195 m, diameter of a funnel of 90 m. the Large quantity of the terrifying stories invented and the presents. Beginning from the Tatar beliefs what gate in a next world here are, finishing stories of cave explorers that at the bottom of a well where snow all year long lies, transparent mice at which through a skin blood vessels and an internal are visible live.

    the Knight's move , depth 213м - if to throw there a stone, the sound will reach very long; directly the input in a cave has a huge piece kaltsita - its brilliant light grey and pink kristalliki are poured on the sun by all colours of a rainbow.

    Stony (Keshmende-Tjuzjunde-Hosar) - a well, depth of 10 m, from a South side are an underground input, and with northern - a small cave.

    Our track comes nearer to forest plots Chatyrdagsky jajly, here it is possible to make a short-term halt, to consider a card, a little bit to "have a bite" (if there is a desire). On a plateau beechen woods prevail, they are beautiful, shady and cool, are well looked through, in them feel easily and freely.

    In a woody part jajly also there is a set of caves, and each of them is in own way unique. To the right of a footpath you by all means will notice an input in the Snow well . It is possible to go down there only with special equipment. This cave is interesting to that in the end of XIX - the beginning of the XX-th centuries inhabitants of villages at a foot of Chatyr-Daga received the income thanks to this cave. The matter is that snow and ice in this cave lies all year long, and on Southern coast of Crimea, at the height of a resort season ice was appreciated worth its weight in gold: ice-cream, desserts, storage of products (deep-freezers then yet were not). Enterprising local residents on cords went down in a well, cut ice for pieces, turned in the sheep skins and on vehicles carried to sell on Angarsk pass.

    We Come out of the wood and continue to rise to the highest point of Chatyr-Daga. Once an eklizi-breaker called Church cape, having connected Greek "ekliz" (church) and Turkic "breaker" (cape). There is a legend that earlier at top there was a Greek church where Greeks of all Crimea once in a year, for the Trinity, gathered for molebna.

    In hierarchy of the Crimean tops the Eklizi-breaker takes the fifth place, but against the general profile of Crimean mountains the highest mountain Chatyr-Dag seems. From the top plateau Alushtu, Simferopol, the Bakhchsarai area, Karabi, Demerdzhi, Babugan, Dolgorukovsky jajlu is visible... In a fair weather, at entrance to Crimea Chatyr-dag can be seen even from the Rekopsky isthmus.

    But the most improbable show is standing on the bottom plateau of Chatyr-Daga, to look, how the sun sits down in the sea at the western coast of Crimea, in 70 km from you! Only at top of Eklizi really you understand - that such Crimean mountains to what they are small on school cards and in atlases, and are how much majestic, when you look at them from height of the bird's flight!

    Having admired a lot of beauty of mountain Crimea, having made photos for memory, we go further. The track goes east, along a ridge of the top plateau. If weather conditions (overcast, a wind, air temperature) allow, the halt and a dinner can be made directly here. And it is possible to suffer, go down a little more low, and to settle down small camp on a cosy glade with a spring, kostrishchami, and logs for rest.

    We Continue our campaign. The track on which we go, is directed on the east, and only on descent to a wood part of a slope of Chatyr-Daga, deviates to the south. At an input in a wood part the footpath forks, right conducts to Kutuzovsky lake, and left - to the Beechen glade and a spring, it and is necessary to us. 20 mines of descent - and before you a convenient glade for a halt and dinner or supper preparation. In the glade southeast - a spring, behind it the track conducts to Kutuzovsky lake.

    From the Beechen glade to Angarsk pass the wide track conducts protoptannaja many generations of tourists. It goes to the Angarsk meteorological station, and therefrom already asphalted road approaches directly to a trolleybus stop and GAI post.

    Igor Rusanov



    In addition on the given theme:

    Simferopol and vicinities
    the Cold beam – Tash-Dzhargan – the Snake cave – Chestnut - Bakla
    Nikolaevka – Coastal, the Crying rock
    the Salgirsky valley, Keslersky wood, Dzhalman - Krasnolese
    Red caves and falls
    the Mud hut - Balanovo – Dolgorukovsky jajla – nursery ' Cold mountain ' - base ' Burulcha '

    Back | the Beginning | -ртхЁ§
    © i-simferopol.com 2005-2009. At a reprint of materials placed on a site, the direct hyperlink on i-simferopol.com is obligatory

Отдых в Симферополе. Крым  
ГЛАВНАЯ • ОТЗЫВЫ ТУРИСТОВ • ПОИСКRU BY UA EN DE FR ES    
отдых в СИМФЕРОПОЛЕ
  • Сезоны и публика
  • Транспорт, жилье
  • Связь, коммуникации, СМИ
  • Банковские услуг
  • Природа и заповедники
  • Симферополь, окрестности
  • Холодная балка – Бакла
  • Николаевка – Береговое
  • Салгирская долина
  • Чатыр-даг и его пещеры
  • Красные пещеры
  • Мазанка - Баланово
  • Театры, концертные залы
  • Ночные клубы
  • Рынки, магазины
  • Виноделие
  • Горный туризм
  • Охота и рыбалка
  • Скалы и пещеры
  • Горный велосипед
  • Образовательный туризм
  • Советы автотуристам
  • Карта Симферополя
  • Карта Симферополя
  •  
    здравницы СИМФЕРОПОЛЯ
  • Гостиница 'Энергетик'
  • Частный отель 'Фортуна'
  • Пансионат 'Большевик'
  • Пансионат 'Изумруд'
  • Пансионат 'Лучезарный'
  • Пансионат 'Металлист'
  • Пансионат 'Полимер'
  • Пансионат 'Солнечный'
  • Пансионат 'Энергетик'
  • База отдыха 'Монтажник'
  • База отдыха 'Наладчик'
  • База отдыха 'Южная'
  • База отдыха 'Эллада'
  • База отдыха 'Авангард'
  •  
    другие туры
  • goamish.net








  •  
    карта
    ru - en - by - ua - de - fr - es
     
    $, погода в СИМФЕРОПОЛЕ
     
     
     
    Статистика сайта
    Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100
     

    Чатыр-даг и его пещеры, Ангарский перевал

    Яйла Чатыр-даг находится на землях Крымского заповедника, частью на юге Симферопольского района, частью на севере Большой Алушты. Самый популярный горный массив Крыма, своими очертаниями напоминает огромный шатер, видимый с большей части полуострова. Польский классик А. Мицкевич посвятил ему весьма напыщенный и, в то же время, точный по географическим деталям сонет. Стать ближе к небесам можно по горным тропам, самое простое – подъем от Ангарского перевала, но легче приехать от троллейбусной трассы у с. Мраморное по шоссе с указателем "На Мраморную пещеру".

    Западная вершина пик Эклизи-бурун, Церковный мыс имеет высоту 1527 м, шестую по значению в Крыму. Восточная – Ангар-бурун значительно ниже. У его подножия начинается горнолыжная трасса с двумя очередями бугельного подъемника. Рядом проложены санные спуски. Вблизи Ангарского перевала есть метеостанция, автостоянка, прокат, бар и вагончики для ночевки.

    Недра горного массива таят в себе многочисленные пещеры, красивейшие из них - Мраморная пещера и Эмине-баир-хосар оборудованы для туристов. Они находятся на Нижнем плато, рядом есть комфортабельные домики, а в зимнее время работают горнолыжные трассы с подъемниками и прокатом снаряжения. По дороге к пещерам на кордоне Криничка устроены вольеры для животных Крымского заповедника: кабанов, оленей и других. Можно за плату порыбачить на живописном пруду.

    С недавних пор у села Мраморное появился еще один туристический объект – парк Птиц.

    Сосновка - Эклизи-Бурун – Ангарский перевал (традиционный маршрут "выходного дня")

    Сосновка, в прошлом самостоятельное поселение, состоит из нескольких домиков и сезонного приюта турбазы "Таврия".

    Трехкилометровый отрезок троллейбусной трассы от с. Перевальное до Сосновки - как ни старались строители спрямить его - точно копирует извилистое русло горной реки Ангары. Долина ее стиснута крутыми склонами Чатыр-дага с запада, и высотами Кызыл-Кая и Бал-Кая на востоке от трассы.

    В VI в. н. э. для защиты южнобережных портов (Алустон, Партенит, Горзувиты) от воинственных кочевников из предгорного и равнинного Крыма, перевалы и горные проходы через Главную гряду преграждались каменными стенами. Следы подобных сооружений найдены археологами не на самом перевале, а в узком месте ущелья - чуть ниже впадения в Ангару ее правого притока Курлюк-Су. Там, где долина делает крутой коленообразный поворот, а трасса и река прижаты друг к другу, некогда и была каменная стена, закрывавшая путь кочевникам на Южный берег Крыма. Отсюда же и произошло название реи Ангара, что в переводе с тюркского означает "ущелье, щель, теснина".

    От остановки "Сосновка" пройдем по мостику через Ангару к турприюту "Сосновка". Во времена Советского Союза это был одним из самых популярных турприютов в горном Крыму, отсюда начинались маршруты на Чатыр-Даг, Долгоруковскую яйлу, массивы Демерджи и Караби. С бивака свернем в долину левого притока с безымянным ручьем. Вдоль русла на берегах имеются серповидные террасы с кострищами в центре - излюбленные места отдыха туристов и отдыхающих.

    Тропа, повторяя изгибы русла, вскоре соединяется с накатанной дорогой на левом склоне балки. Восточные склоны Чатыр-Дага покрыты дубово-грабовыми лесами, иногда встречаются клены и липы.

    Монотонный подъем прерывает тройная развилка: правое ответвление дороги ведет в балку; левое - вниз. Наша дорога - средняя - идет по оси водораздела среди высокого дубняка. Есть поляна и на вершинной поверхности водораздела, здесь рекомендуется сделать привал перед предстоящим подъемом.

    Пройдя поляну, мы выходим на каменистый склон, по которому тянется тропа. Туристы называют эту тропу "красной", такой цвет ей придают разноцветные, с красноватым оттенком мраморовидные известняки. Создается впечатление, будто сюда завезли и насыпали щебень, но забыли его утрамбовать. На самом деле, туристы, поднимаясь по тропе, измельчают ногами обломки известняка, и тропа постепенно "съезжает" вниз.

    У каменного тура (конусообразная насыпь камней, созданная туристами для лучшего ориентирования, чтоб не потерять тропу в тумане или в снежную погоду) на краю плато урочища Курт-баир сделаем привал и насладимся открывающимся видом на восток и юго-восток. Особенно захватывающий вид открывается осенью, когда поверхность гор покрыта разноцветными лесами и напоминает не то заросли водорослей на дне океана, не то огромный волшебный ковер. Отсюда обозревается большая часть Ангарской долины, Ангарский перевал, хребет Тырке, Долгоруковская яйла и массив Демерджи.

    Отдохнув, продолжаем путь. Тропа промаркирована часто расположенными кучками камней - турами, идет вдоль ломаной линии обрывов. Последний тур установлен на высшей точке подъема, т.е. уже на нижнем плато Чатыр-Даг. Невдалеке видно несколько зданий, огороженных забором. Рядом расположен родник - это единственный на Чатыр-Даге карстовый источник, который выходит непосредственно на плато, остальные - на склонах. Здесь рекомендуется утолить жажду, и набрать воды с собой, т. к. следующий источник попадется на нашем пути через несколько часов, уже на спуске к Ангарскому перевалу.

    Наверное, у каждого возникнет вопрос: "Что это за строения на вершине горы? Для чего и кого оно предназначено?" Известная среди туристов "Точка" - это бывшая военная часть войск космической связи. Основной деятельностью этой военной части являлась передача и прием данных и космических координат со спутника. Сейчас здесь располагается туристический приют симферопольской фирмы "Оникс-тур". В приюте могут расположиться около 50 туристов в комнатах по 4-12 человек, а также можно поставить палатки на территории приюта. Здесь есть все условия для "комфортной" жизни в горах: холодная и горячая вода, большая кухня, каминный зал, небольшой магазинчик и всегда интересное общество: туристы и спелеологи с разных городов Украины и России.

    Отсюда уже можно хорошо рассмотреть эту загадочную гору Чатыр-Даг. Что же особенного в этой горе, чем она заслужила такую любовь и популярность среди туристов?

    В цепи Крымских гор Чатыр-Даг занимает срединное положение, со всех сторон он отделен от соседей и сдвинут на 10 км к северу от основной линии Главной гряды Крымских гор. Массив ограничен двумя глубокими проходами - богазами (перевалами)- на юго-западе Кебит-богаз между ним и Бабуган-яйлой, на северо-востоке – Ангар-Богаз разделяет Чатыр-Даг и Демерджи.

    Чатыр-Даг вытянут меридианально почти на 10 км при ширине с запада на восток до 5 км. Его площадь со всеми склонами и отрогами составляет 46,5 км2.

    Чатырдагская яйла располагается на разных абсолютных отметках, выделяют две ступени - нижнее и верхнее плато.

    Нижнее занимает большую площадь массива и лежит на высотах 900-1000 м над уровнем моря. Верхнее плато отделено от нижнего крутым склоном и лежит в среднем на высоте 1300 м над уровнем моря. Здесь расположена высшая точка Чатыр-Дага – Эклизи-Бурун (Церковный мыс), высота 1527 м, а на противоположной от нее оконечности плато находится вершина Ангар-Бурун (1459 м).

    И все-таки, что в Чатыр-Даге особенного и притягательного?

    Во-первых, контрастность ландшафтов, микроклимата, частая смена разнообразных пейзажей, обилие круговых точек обзора.

    Во-вторых, вертикальные известняковые стены, ограничивающие верхнее плато с востока и запада, служат скалодромами - местами тренировок альпинистов и скалолазов. Многочисленные пещеры, глубокие шахты и колодцы привлекают сюда спелеологов; склоны и плато зимой широко используется для лыжного спорта и сноубординга.

    Ну и конечно, легенды и предания сделали эту гору популярным объектом пешеходного туризма.

    Вернемся к нашему маршруту. Мимо бывшей воинской части, по асфальтовой дороге, в южном направлении мы движемся к Эклизи-Бурун. Ее отлично видно с любого места на плато, поэтому заблудиться просто невозможно. Единственное, что нужно запомнить всем туристам - лучше ходить по протоптанным дорогам и тропам, и не отклоняться сильно от них, т.к. процессы карстообразования на Чатыр-Даге по-прежнему активны, и отлучившиеся в сторону туристы рискуют провалиться в какой-нибудь колодец или шахту. По пути нам будут попадаться пещеры и колодцы, к ним ведет небольшие тропинки, вот наиболее интересные из них:

    Бездонный колодец (Топсюс-Хосар), глубина 195 м, диаметр воронки 90 м. Огромное количество страшных историй, выдуманных и настоящих. Начиная от татарских верований о том, что именно здесь находятся ворота в загробный мир, заканчивая рассказами спелеологов о том, что на дне колодца, где круглый год лежит снег, обитают прозрачные мыши, у которых сквозь кожу видны кровеносные сосуды и внутренние органы.

    Ход конем, глубина 213м - если кинуть туда камень, звук будет доноситься очень долго; прямо у входа в пещеру находится огромный кусок кальцита - его блестящие светло-серые и розовые кристаллики переливаются на солнце всеми цветами радуги.

    Каменистая (Кешменде-Тюзюнде-Хосар) - колодец, глубиной 10 м, с южной стороны есть подземный вход, а с северной - небольшая пещера.

    Наша тропа приближается к лесным участкам Чатырдагской яйлы, здесь можно сделать кратковременный привал, рассмотреть карту, немножко "перекусить" (если есть желание). На плато преобладают буковые леса, они красивы, тенисты и прохладны, хорошо просматриваются, в них чувствуешь себя легко и свободно.

    В лесистой части яйлы также находится множество пещер, и каждая из них по-своему уникальна. Справа от тропинки вы непременно заметите вход в Снежный колодец. Спуститься туда можно лишь со специальным снаряжением. Интересна эта пещера тем, что в конце XIX -начале ХХ веков жители деревень у подножья Чатыр-Дага получали доход благодаря этой пещере. Дело в том, что снег и лед в этой пещере лежит круглый год, а на Южном берегу Крыма, в разгар курортного сезона лед ценился на вес золота: мороженое, десерты, хранение продуктов (морозильников тогда еще не было). Предприимчивые местные жители на веревках спускались в колодец, рубили лед на куски, заворачивали в овечьи шкуры и на повозках везли продавать на Ангарский перевал.

    Выходим из леса и продолжаем подниматься к высшей точке Чатыр-Дага. Когда-то Эклизи-Бурун именовали Церковным мысом, соединив греческое "эклиз" (церковь) и тюркское "бурун" (мыс). Существует предание, что раньше на вершине стояла греческая церковь, куда греки всего Крыма один раз в году, на Троицу, собирались для молебна.

    В иерархии крымских вершин Эклизи-Бурун занимает пятое место, но на фоне общего профиля Крымских гор самой высокой горой кажется именно Чатыр-Даг. С верхнего плато видно Алушту, Симферополь, Бахчисарайский район, Караби, Демерджи, Бабуган, Долгоруковскую яйлу... В ясную погоду, при въезде в Крым Чатыр-даг можно увидеть даже с Перекопского перешейка.

    Но самое невероятное зрелище - это стоя на нижнем плато Чатыр-Дага, смотреть, как солнце садится в море на западном побережье Крыма, в 70 км от тебя! Только на вершине Эклизи действительно понимаешь - что такое Крымские горы, до чего малы они на школьных картах и в атласах, и насколько величественны, когда смотришь на них с высоты птичьего полета!

    Налюбовавшись вдоволь красотами горного Крыма, сделав фотографии на память, отправляемся дальше. Тропа идет на восток, вдоль хребта верхнего плато. Если погодные условия (облачность, ветер, температура воздуха) позволяют, то привал и обед можно сделать прямо здесь. А можно немного потерпеть, спуститься ниже, и расположиться небольшим лагерем на уютной поляне с родником, кострищами, и бревнами для отдыха.

    Продолжаем наш поход. Тропа, по которой мы идем, направлена на восток, и только на спуске в лесную часть склона Чатыр-Дага, отклоняется к югу. При входе в лесную часть тропинка раздваивается, правая ведет к Кутузовскому озеру, а левая - к Буковой поляне и роднику, она-то нам и нужна. 20 мин спуска - и перед вами удобная поляна для привала и приготовления обеда или ужина. На юго-востоке поляны - родник, за ним тропа ведет к Кутузовскому озеру.

    От Буковой поляны до Ангарского перевала ведет протоптанная многими поколениями туристов, широкая тропа. Она идет до Ангарской метеостанции, а оттуда уже асфальтированная дорога подходит прямо к троллейбусной остановке и посту ГАИ.

    Игорь Русанов



    Дополнительно на данную тему:

    Симферополь и окрестности
    Холодная балка – Таш-Джарган – Змеиная пещера – Каштановое - Бакла
    Николаевка – Береговое, Плачущая скала
    Салгирская долина, Кеслерский лес, Джалман - Краснолесье
    Красные пещеры и водопады
    Мазанка - Баланово – Долгоруковская яйла – питомник 'Холодная гора' - база 'Бурульча'

    Назад | Начало | Наверх
    © i-simferopol.com 2005-2009. При перепечатке материалов размещенных на сайте, прямая гиперссылка на i-simferopol.com обязательна